Методика и ТЕХНОЛОГИЯ
создания ИНТЕРНЕТ рабочего портфеля
учащихся по икт на базе визуального редактора
Мячев А.А., к.т.н., с.н.с., учитель информатики и ИТ МУК-21
Программа курса «Использование Интернет технологий в образовательном процессе», осуществляемого в рамках учебного процесса МУК-21 включает в себя несколько основных разделов: Основы компьютерной грамотности (для начинающих); Сервисы Интернет; Использование ресурсов сети Интернет в образовательном процессе; Знакомство с редактором MS Word; Векторная и растровая графика; Обработка графических изображений для Интернет; Знакомство с визуальным редактором создания WEB-страниц MS FrontPage; Проектирование собственного веб-ресурса – Интернет рабочего портфеля учащегося по ИКТ.
Каждый учащийся выполняет и защищает выпускную (дипломную) работу (проект) в виде веб-ресурса. При разработке проекта в основном используется визуальный редактор, чаще всего MS FrontPage 2003. Данный редактор обладает достаточно удобным интерфейсом, знакомым учащимся, уже освоившим к этому времени работу с MS Word и MS Power Point. Также имеется возможность предварительного просмотра в режиме Preview, создания узла, вставки дополнительных компонентов и динамических эффектов.
На изучение редактора в типовой программе отведено 10 часов. Тематическое планирование данной темы в типовой программе выглядит следующим образом.
1. Запуск приложения MS FrontPage. Изучение элементов интерфейса программы: пунктов меню, инструментов, режимов представления.
2. Основы сайтостроения. Проектирование макета страницы с помощью таблиц.
3. Способы редактирования текста.
4. Вставка рисунков из коллекции и из файлов.
5. Подбор фона страницы.
6. Создание гиперссылок.
7. Практическая работа «Создание учебного сайта».
8. Вставка компонентов: бегущая строка, баннер, изменяющиеся кнопки и других компонентов.
В отличие от типовой программы в настоящей методике (не более четырех уроков на реализацию программы) практическая работа «Создание Интернет рабочего портфеля» выполняется учащимися по технологии интенсивного обучения. В процессе практического формирования умений продуктивной работы с основными инструментами визуального редактора закрепляются навыки при реализации в дальнейшем комплексного дипломного проекта.
Практически создаваемый сайт является концептуальной основой выполняемого впоследствии конкретного дипломного проекта учащегося. Тема каждого создаваемого сайта – включает типовой подраздел «Ребусы по Интернет», содержащий две страницы «Задачи» и «Ответы». Для выполнения работы подготавливается (или создается) папка с графическими элементами, используемыми для вставки на странички, или они ищутся в Интернет в соответствии с тематикой задачи. Файлы картинок берутся из коллекций, они оптимизированы в редакторе Adobe Photoshop. В папке находятся следующие графические файлы, используемые для создания главной страницы: логотипы МУК-21, фоны (зимний сад); кнопка с надписью «Главная» (опция).
Алгоритм выполнения проекта следующий.
Создаем одностраничный узел с главной страницей index.htm и папками - private и images. Создаём ещё две типовые страницы в подразделе «Ребусы по Интернет» – zadachi.htm (задачи), answer.htm (ответы) – для отработки базовых навыков работы в редакторе Front Page.
1. Открываем страницу index.htm. Вставляем таблицу 1 строка Х 2 столбца. В правую ячейку вводим название проекта. Выбираем фон (например, Зимний сад МУК-21) из папки. Выполняем форматирование надписи. В левую ячейку вставляем логотип (МУК-21).
2. Вставляем таблицу 1 строка Х 2 столбца. В левую ячейку вставляем название первого крупного раздела - Информационное пространство (ШИП). В правой ячейке набираем и форматируем текст для создания рабочей навигации (в порядке убывания приоритета – Школы Коньково, Сайт МУК-21, сайт школы учащегося, важные ресурсы Интернет по информатике и ИКТ (портал Клякса, Интерактивная линия, ЕГЭ, 5 баллов, 1 Сентября, Экзамены и т.д.).
3. Аналогичная процедура повторяется для всех следующих крупных разделов, необходимых учащемуся для комфортной и продуктивной работы в собственном школьном информационном пространстве.
Википедия
- свободная энциклопедия (в порядке убывания важности предметов для учащегося,
например, математика, информатика, русский язык и др.).
Поисковые и почтовые системы (в порядке убывания эффективности поиска
информации и использования учебных и личных почтовых ящиков, например, Google,
Yandex,
Rambler,
Mail, Aport,
др.).
Рабочий портфель практических работ по информатике и ИКТ,
выполненных в различных приложениях и технологиях (подразделы: Текстовые
редакторы, Графические редакторы, Электронные таблицы, Презентации, редактор
веб-страниц и др.).
Мои проекты – проекты, выполненные ранее в МУК-21 или в порядке личной
инициативы учащимся.
Конкурсы (в порядке убывания важности для учащегося, например, Ярмарка
идей на Юго-Западе, Московский конкурс ученических компьютерных проектов МИОО,
«Юные таланты Московии», Всероссийские конкурсы «Юниор», «Электронная Россия:
выбор молодых», «Поиск-НИТ», «Открытие» и другие, поддерживаемые сайтами).
Дистанционные олимпиады и викторины по информатике и ИКТ,
например, иллюстрированная обучающая ДООИТ (Мукиада-2001), региональная
ДРОТИК-2005-2006, развивающая по информатике и математике ДРИМ, Виртуальный
компьютерный клуб МУРСИК и другие аналогичные сайты по предпочтению учащегося.
Резюме - о себе, учеба, ИКТ-компетентность, хобби, другие увлечения,
контакты и др.
Моя мастерская (например,
Narod.ru,
UcoZ.ru
и др.),
Другие разделы - по желанию учащегося, способствующие развитию его
цифровой грамотности, профессиональной и общей компетентности, а также его
социализации и экологической безопасности в условиях мегаполиса.
4. Для создания типового подраздела, например, «Ребусы по Интернет» (в минимальном объеме) в первой странице вводим заголовок страницы «Ребусы по Интернет» и название таблицы «Условие задачи». Затем вставляем таблицу 1 строка Х 2 столбца (например, 50% ширины страницы). В левую ячейку таблицы вводим текст условия задачи (и его форматируем): TCP + IP = WWW, C<I (каббалистическое число – 666 для однозначности и упрощения решения задачи). В правую ячейку вставляем один из найденных в Интернете рисунков, соответствующий условию задачи (WWW, TCP, Internet, др.), например, клавиши с надписями WWW. Форматируем по ширине и высоте, выбираем в зависимости от картинки фон левой ячейки с условием задачи. Под таблицей вводим текст «Ответ», форматируем его и указываем (на тексте) ссылку answer.htm. Сохраняем страницу zadachi.htm
5.
Открываем страницу
answer.htm.
Выбираем соответствующий фон из папки Фоны. Копируем в страницу содержимое
страницы «Задача». Форматируем текст в соответствии с решением задачи (573
+ 93 = 666).
Под таблицей вводим текст «Задача» и указываем (на тексте) ссылку
zadachi.htm.
Сохраняем
страницу
answer.htm.
Эти
страницы выполняются учащимися самостоятельно в соответствии с индивидуальными
дизайнерскими желаниями.
6. На странице index.htm в подразделе «Ребусы по Интернет» прописываем ссылки на странички Задача и Ответ. Сохраняем страницу. На этих страницах дополнительно прописываем ссылку на главную станицу с кнопки «Главная», сохраняя изменения.
7. Тестируем навигацию сайта в режиме Preview, проверяем работу всех гиперссылок.
8. Закрываем редактор MS FrontPage. Активизируем и открываем главную страницу, только что созданного веб-узла. Ещё раз проверяем работу всех гиперссылок.
Выполнение данной практической работы, а особенно просмотр готового ресурса в Internet Explorer вызывает у учащихся осознания завершённости работы, чувство удовлетворения и в итоге – успеха. Частично снимает состояние тревожности перед созданием комплектного проекта.
Для размещения готового ресурса в Интернет, например, на сервер общего доступа типа Narod.ru, используется апробированная собственная методика выбора индивидуального логина, пароля, гарантирующая простоту работы с сайтом ученика и учителя, а также других учащихся МУК-21.
Примером достаточно результативного веб-ресурса может служить сайт http://rsskkh.narod.ru, созданный учащимся 11 класса (Русских Андрей) в соответствии с предложенной методикой и технологией в течение четырех уроков и доработанный дома в плане общего дизайна с точки зрения функционального назначения сайта.
Сайт используется в учебном процессе МУК-21 как прототип для создания аналогичных по назначению сайтов учащимися 7-11 классов, а также как портал ссылок на электронные образовательные ресурсы ШИП по ИКТ учащихся Опорной школы МУК-21 при изучении соответствующих разделов информатики и подготовки к экзаменам.